Главная / Интересное / Прототип колоды карт: Ленорман

Прототип колоды карт:

Ленорман

Введение


Малый Оракул Ленорман формировался и трансформировался под влиянием разных источников: толкование кофейной гущи, святые писания, воспитательные игры.


Навигация:

 

История карт Ленорман:



 

Духовные карты:



Один из камней преткновения в Малом Оракуле - соответствия игральных карт. Так и не известно откуда же они могли взяться. Чтобы ответить на данный вопрос давайте перенесемся на пару веков назад, в конец 15 века, к тому моменту, когда был составлен манускрипт "Проповедь об азартных играх" (Sermones de Ludo cum Aliis). Католические церковники в борьбе с карточными играми описывают игру в карты и кости, и особенно игру в Триумфы (Таро) как противные Господу, т.к. эти карты обращают в игру христианские добродетели, ангелов, Императора, Папу, что с точки зрения автора манускрипта есть насмешка над самой христианской верой.

Помимо Триумфов и игры в кости, упоминается обычная колода, состоящая из посохов, монет, чаш и мечей.  И далее списком автор перечисляет все подряд карты колоды Триумфов, благодаря чему можно посмотреть на последовательность карт в то время.

 
Проповедь об азартных играх
Проповедь об азартных играх, последовательность карт
 

Detail of the page from the Sermones de Ludo Cum Aliis which has the earliest list of Tarot cards – Деталь страницы Манускрипта, в которой сохранился порядок карт Таро.

Картоиздатели дабы не терять рынок и не сердить церковник пошли на хитрость и стали выпускать так называемы «духовно-воспитательные» колоды - на картах печатали богоугодные изречения, псалмы, цитаты из Святого Писания. От игральной карты оставалась масть и число в виде заголовка (5 Сердец, 6 Желудей и т.п.), а все остальное пространство занимали богоугодные изречения, рисунки на мифологическую тему или исторические сюжеты.

Сохранившая колода «Духовных карт»:

 

"Духовные карты". Аугсбург, 1718

 

Она была издана в Германии (Аугсбург) в 1718 году. В ней также были масти немецкой игральной колоды («5 бубенцов» или «5 сердец»), но все остальное место на кате занимали мини-проповеди для благочестивых католиков. Каждая такая проповедь начиналась со слов «сегодня», например:

 8 сердец:

Сегодня подумай о смерти. Ты обязательно умрешь, как и все,
причем не знаешь когда: может быть, сегодня или завтра.
Готовься к смерти, возьми лестницу Христа и взбирайся
по ней к добродетели. Чтобы получить благодать, прочти
«Отче наш» и «Радуйся, Мария» за душу, не думающую
о смерти и не готовящуюся к ней.

Перевод от Андрея Костенко

 

Этот набор карточек, предназначался для того, чтобы вытаскивать по одной на каждый день, читать текст, размышлять над ним, следовать духовным инструкциям. Но, ведь это так похоже на современный вариант гадания «Карта дня» или же на запрос для расклада «Что делать если…», «Как мне лучше поступить…» и т.п. Практически все картоманты практиковали «Карту дня», вытаскивая по одной каждый день, медитируя над ее значением, чтобы глубже вникнуть в сокрытый смысл. Вполне возможно, что именно так и зарождалась практика гадания на игровых картах, а переходным звеном были «познавательно-воспитательные» карты и игры на их основе.

Позже, по типу карт Таро, религиозные тексты могли заменять «говорящей» картинкой – символом, т.к. очевидно, что все 36 рисунков в колоде Ленорман имеют то или иное отношение к христианству. Эту тему мы подробно рассматриваем в цикле статей о Христианском символизме в картах Ленорман, но вполне достаточно привести для примера даже несколько карт, например, 3 главные христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь (Крест, Якорь, Сердце) и их мать София (Премудрость Божия), символ которой – Книга.

Вера, Надежда, Любовь в дореволюционных отрытках:

мать София (Премудрость Божия)
Вера, Надежда, Любовь
Вера, Надежда, Любовь (Крест, Якорь, Сердце)
Вера, Надежда, Любовь
Вера, Надежда, Любовь - Кулон
Вера, Надежда, Любовь
Вера, Надежда, Любовь (Крест, Якорь, Сердце)

Эти яркие символы знакомы даже современному обывателю, не говоря уже о людях воцерковленных и религиозных, знающих наизусть святые тексты.

Для примера христианские образы-символы:

Добродетелей

Три теологические:

  1. Вера – крест, книга, пламенное сердце;
  2. Надежда – якорь, корабль, голубь, рог изобилия;
  3. Любовь – хлеб, агнец, дети, сердце.

И четыре главные:

  1. Мужество – знамя, меч и щит, вооруженный всадник;
  2. Справедливость - книга законов, угольник;
  3. Благоразумие – змея, зеркало, гроб как мысль о смерти;
  4. Воздержание – песочные часы (символ Сатурна и аскезы, можно отнести сюда и символ серпа).

А также важная христианская добродетель:

  • Целомудрие – лилия, единорог;

 

 

Ленорман «36 Ключей» от Анны Огински

Гадание на кофейной гуще:



Но, скорее всего, искушенную публики не останавливали святые писания, под игру и прорицания приспосабливали любые подручные средства. В 1796 году выходит в свет вот эта замечательная книга, которая сейчас хранится в Британском музее.

 
Книга 1796 года
Книга 1796 года
Книга 1796 года
 

В ней содержатся изображения, очень похожие на те, что есть в колоде Ленорман с приблизительно такими же значениями.

Книга является в некотором роде обличительной, в ней говорится о шарлатанстве и вреде от всякого рода предсказателей судеб.

Вся прелесть ситуации, заключается в том, что автор книги писал ее для того, чтобы донести до людей мысль о ложности гаданий и о том какой непоправимый вред они наносят на неокрепшие умы, разрушая жизни и причиняя неоценимый вред. А в итоге его книга стала прообразом для самой популярной на сегодняшний день колоды для предсказаний.

Книга 1796 года, предисловие
Перевод предисловия:

Если мы подумаем о том, губительном влиянии, которое во все времена оказывало на людей мнительных и недалеких это так называемое оккультное и сверхъестественное искусство, если посчитаем к какими фатальным и губительным последствиям оно привело, то я все-таки считаю полезным известить о тех приемах, которые используют эти самозванцы на своих обманутых жертвах, маги, алхимики, гадалки, каббалисты, индийские астрологи, лишь бы набить свои кошельки. Благо, что в наш просвещённый век количество их стало гораздо меньше, чем раньше, и вред от их практики становится все менее значительным и встречается гораздо реже, но нельзя сказать, что эти опасные скопища колдунов совсем утратили кредит доверия у современного поколения. Лица обоего пола нет-нет да консультируются с предсказателями то там, то сям. И оценить нанесенными их псевдо-предсказаниями вред пока не представляется возможным.

Книга 1796 года, 7 страница
Перевод с верхней части 7 страницы:

...Поэтому я подумал, что лучший способ привести к тому, что гадания будут вызывать лишь насмешку и презрение, которое они по праву заслужили, это выставить все в виде игры, забавы и развлечения. Такой метод должен сработать на молодых и неискушённых гораздо лучше, чем философские увещевания.

Страницы о значениях символов для гадания на кофейной гуще. Как видим, они идентичны описанию карт Ленорман:

Страница из книги 1796 года
Страница из книги 1796 года
Страница из книги 1796 года
Страница из книги 1796 года
Страница из книги 1796 года
В книге предложены карточки основанные на значениях символов для гадания на кофейной гуще:
 
 
Страница из книги 1796 года
Карта Развилка

Развилка

Карта Кольцо

Кольцо

Карта Клевер

Клевер

Карта Якорь

Якорь

Карта Змея

Змея

Карта Письмо

Письмо

Карта Гроб

Гроб

Карта Звезда

Звезда

Автор книги пытается остановить популярность прорицаний профанировав это занятие, сделав из него шутку и забаву. На основе значений символов кофейной гущи он предлагает карточки с картинками для салонных игр.

Ленорман «36 Ключей» от Анны Огински
 

Игра надежды:



Возможно, эту идею подхватили коммерсанты того времени. Около 1800 года в Нюрнберге (Германия), спустя 3 года после издания вышеупомянутой книги, выходит в свет "Игра надежды", издательством числится мануфактура Иоганна Каспара Гехтеля, владелец нескольких мануфактур, которые изготавливали изделия из меди (Музыкальные инструменты, игрушки), а также печатали карты и настольные игры.

"Игра надежды"
Иоганна Каспара Гехтеля. Нюрнберг, ок. 1800

Как мы видим рисунки, масти и порядок карт полностью идентичен современной колоде мадам Ленорман. Это была игра наподобие современной настольной ходилки или «Монополии» с фишками, кубиками и инструкцией по правилам. Карточки выкладывались по схеме 6*6, перед началом игры участники клали в «банк» (Кухонный горшок для сбора денег) несколько монет, победитель забирал весь «банк» себе. Затем бросали кубик и делали ходы по игровому полю в зависимости от того сколько очков выпало при бросании кубиков, начиная с первой карты. Игрок попадал на ту или иную карточку, и от этого зависела его судьба в игре.

Каждая из карт поля могла быть нейтральной, благоприятной или неблагоприятной. Нейтральные карты не оказывали никакого влияния на продвижение игрока. Попав на нее, он просто оставался стоять на ней до следующего хода.

Например, выдержка из правил к игре из книги Маркуса Каца "Гадание по картам Марии Ленорман. Старинный оракул для современной жизни. История, теория и практика":

3: Игрок, выбросивший в начале игры 3 очка и попавший на Корабль, благополучно попадет на нем на Канарские острова, где обитает знаменитая прекрасная Птица (12).
6: Туча возвращает игрока на карту 2.
7: Чтобы не умереть от укуса Змеи, нужно заплатить 3 марки, т.е. положить деньги в общий «банк».
8: Попавшему в Гроб суждено быть мертвым (оставаться на месте), пока другой игрок не попадет на эту карту или пока он сам не выбросит дубль.
11: Чтобы не отведать Розг, игрок платит 2 марки и переходит на две карты вперед — к Мальчику (13).
14: Хитрая Лиса сбивает игрока с дороги и заводит его в Лес (5).
16: Прибыв к Звезде добрых перспектив, игрок получает 6 марок.
21: На Горе игрок должен оставаться, пока другой не освободит его либо пока он сам не выбросит дубль.
22: Эта Дорога в обход гор незаметно уводит игрока назад, в Сад (20).
24: Получивший это Сердце сразу же предложит его Юноше (28) или Девушке (29), т.е. если игрок, попал на поле 24,  то если это женщина, то переходит на карту 28; а если мужчина, то переходит на карту 29.
26: Читающий этот Гримуар будет содержащимся в нем заклятием возвращен в Сад (20).
27: Получивший это Письмо должен заплатить почтальону 2 марки.
33: Достигнув Ключа, игрок получает 2 марки.
34: Достигнув Рыбы, игрок должен заплатить 2 марки.
35: Главная карта из всех; пришедший к Якорю Надежды побеждает в игре и срывает банк.
36: Оказавшись столь близко к счастливой карте, игрок вынужден сделать еще один шаг и оставаться на карте Крест, пока его место не займет другой игрок либо пока он сам не выбросит дубль.

Перевод Андрея Костенко книги Маркуса Каца
"Гадание по картам Марии Ленорман. Старинный оракул для современной жизни. История, теория и практика"

Карты в «Игре надежды» показывают различные моральные аспекты жизни, а задача человека— передвигаться между ними, на каждом шагу делая правильный выбор. Цель в игры — достичь предпоследней карты Якорь (Традиционный символ надежды и веры, христианства), а не последней карты Крест (Это считается «перелетом» и игрок должен возвращаться назад). Крест — негативная карта испытаний и страдания, а не веры (это значение придается Якорю).

Если разложить карты квадратом 6 × 6, как требуют правила игры, можно заметить, что игроку предлагается своеобразный рассказ о моральных ценностях и добродетелях:

  • В первом ряду мы видим символы родного дома и странствий.
  • Затем мы переходим к смертности, времени и работе.
  • Дитя в третьем ряду предваряет животное царство.
  • За башней в четвертом ряду следуют препятствия, пути и сердце.
  • Предпоследний ряд содержит символы коммуникации — кольцо, книгу, письмо, а потом идут мужчина, женщина и лилии — намек на сексуальность.
  • В последнем ряду фигурируют светила — Солнце и Луна, а завершается последовательность религиозными символами ключа, рыб, якоря и креста.


Этой колодой из 36 листов, если ее перетасовать, можно также играть в любые карточные игры для немецких и французских карт. Для этого в верхней части каждого листа изображены карты из французской и немецкой игральных колод.

Также этими карточками проводили развлекательное гадание, их смешивали между собой, доставали карту Дамы или Джентльмена, и, вытаскивая карты из колоды, составляли шутливый рассказ-предсказание, используя образы из рисунков.

Ленорман «36 Ключей» от Анны Огински
 

Выводы:



Из той информации, которую удалось собрать можно сделать вывод, что прототип карт формировался и трансформировался под влиянием разных источников (толкователи кофейной гущи, святые писания, воспитательные игры). Что касается «Игры Надежды», вероятно издатель, Иоганн Каспар Гехтель создал свою игру на базе ранее вышедшей книжки, воодушевившись идеей шутки и развлечения, ведь мануфактура его семьи, помимо изготовления изделий из меди, игрушек, занималась и производством игральных карт. Кроме этой игры он создал также еще одну настольную игру «Пандора» и две «воспитательные игры», скорее всего с христианскими изречениями. Несмотря на то, что после смерти Марии Ленорман издавалось множество вариантов колод (с другим порядком карт, с другими рисунками и игральными соответствиями) прижился и укоренился именно вариант рисунков, созданных Гехтелем.

Соответствия с игральными картами скорее всего не являются соответствиями в прямом смысле этого слова, если исходить из того, что впервые они появились на карточках для салонной настольной игры, которую можно было использовать и для обыкновенной игры в карты как в немецкой, так и во французской игральной традиции, исходя из этого я делаю вывод, что это был набор 3 в 1. Никаких соответствий по значению игральной карты с рисунком нет, это было сделано для удобства и экономии: поиграли в настольную игру, потом собрали, перетасовали и перекинулись в «дурака», сегодня также есть такие наборы.

Сама мадмуазель Ленорман в своих книгах упоминала вскользь только о гадании на картах для игры в пикет, среди прочих способов – гадания на хрустальном шаре, сверкающем зеркале и тридцати трех египетских палочках. Колода для игры в пикет была в то время в ходу во Франции и состояла из 32-х карт.

На картинах мы можем увидеть, что это самые обычные игральные карты:

Иногда упоминается, что Мария Ленорман обучалась у Эттейла, знаменитого французского предсказателя и популяризатора гаданий на Таро и на картах для пикета. Но сама Ленорман о нем ни разу не упоминает. Да и его колода вышла в свет в 1791 году, до этого он предсказывал на колоде Таро или обычных игральных картах. Его книги по гаданию на Таро появлялись раньше (конец 1780 вышла книга под названием «Как можно развлечься, играя в карточную игру, называемую Таро»), но судя по системе малой колоды никакого особенного влияние не оказали. Это явно другая традиция.

Что касается непосредственно колод под названием «Малая колода мадемуазель Ленорман», то первые из них появились в 1845 году в Германии, т.е. через 2 года после ее смерти. Что интересно, на Родине Великой Сивиллы эти колоды появились позднее. Рисунки на оракулах менялись, добавлялись астрологические и алхимические символы, менялась структура, количество и хронология карт. Иногда карт было 36, иногда 24. Все эти колоды получили собирательное название «малая колода Ленорман», практически во всех использовались сюжеты рисунков из «Игры Надежды», которая в свою очередь получила их по наследству из книжки, обличающей шарлатанов в лице всех «Так называемых магов, фокусников, каббалистов и прочих индийских астрологов».

Такая вот ирония!

 

Автор статьи: Juno Februata. Задать вопрос и обсудить статью.

Статья написана специально для Академии Мадам Ленорман.